Как помочь детям с ампутацией социализироваться?
Родители готовы пожертвовать своей жизнью ради ребенка, но не всегда можно повлиять на события и предотвратить трагедию. Инвалидность ребенка – тяжелое испытание для семьи. Дети после ампутации часто становятся замкнутыми. Чтобы не допустить глубокой депрессии, родителям предстоит изменить привычный образ жизни.
После операции начинается период реабилитации и абилитации. Врачи контролируют процесс заживления послеоперационных швов, общее состояние здоровья. С маленькими пациентами работают психологи. Преодолеть психологический барьер без участия близких родственников невозможно. От поведения родителей зависит сможет ли ребенок-инвалид стать полноправным членом общества.
Как общество воспринимает ребенка с инвалидностью
Люди по-разному реагируют на инвалидов: одни стараются не замечать, другие пытаются оказать посильную помощь, а третьи относятся как к людям другого сорта. Общество учится нравственности, но не все его участники быстро усваивают уроки. Тяжело обучение дается тем, кому это понятие не знакомо с детства. В последние годы к проблемам инвалидов начали прислушиваться, создавать для них более комфортные условия в общественных местах. Но правильно реагировать на человека в кресле-каталке у людей пока получается плохо.
Ребенку проще научиться обходиться без ампутированной конечности, чем освоить жизнь в социуме. Государство оказывает помощь детям с инвалидностью, но главными помощниками являются родители, педагоги, социальные работники, которые помогают справляться с психологическими проблемами. Родителям нужно сделать все возможное, чтобы ребенок-инвалид не потерял веру в собственные силы, вырос независимым человеком.
Все дети любят играть, общаться, заниматься творчеством. Ограничения подвижности, которые появились после ампутации, не сделали их взрослыми. Они так же как и сверстники хотят бегать во дворе, но вынуждены сутками сидеть в квартире. Как помочь детям с инвалидностью не погрузиться в собственные проблемы? Выход один: нельзя их лишать живого общения с друзьями, нужно находить интересные занятия и не тянуть с протезированием. Чем раньше он научится ходить на протезе, тем быстрее найдет свое место в социуме.
Особенности ампутации
Ребенка с ампутированными конечностями редко встречают на улице. Врачи борются за сохранение ноги или руки до того момента, пока не создается угроза жизни. Детский организм лучше, чем взрослый справляется с болезнями. Причиной ампутации чаще является травмирование, поражение электрическим током, обморожение. На операционном столе оказываются дети младшего и среднего возраста.
Детям чаще чем взрослым требуется реампутация. В период интенсивного роста (до 12 лет) возникают проблемы, требующие оперативного вмешательства. Большая часть операций назначается для соединения малоберцовой с большеберцовой костью, при врастании конца кости в мягкие ткани. Эти проблемы решаются только хирургическим путем.
Ампутация у детей и подростков имеет некоторые особенности:
- Хирург сохраняет максимальную длину сегмента. Окончательное решение об уровне ампутации принимается после изучения характера и степени повреждения;
- Учитывается значимость ростковых зон (суставные хрящи, эпифизарные зоны);
- Создается избыток мягких тканей на конце культи. Это необходимо, чтобы культя правильно формировалась и была пригодной для ношения протеза. Кость растет быстрее мягких тканей;
- Усечение на разных уровнях парных костей. Парные кости растут неравномерно. Чтобы через два-три года не потребовалось хирургическое вмешательство, малоберцовую и лучевую кости делают короче большеберцовой и локтевой;
- Применяются костнопластические и фасциопластические техники. Ткани детей отличаются пластичностью и способностью к быстрой регенерации. Хирург старается максимально сохранить мягкие ткани, чтобы впоследствии можно было использовать современные протезы с внешними источниками питания;
- Здоровая конечность растет быстрее усеченной. Этот факт учитывают хирурги и протезисты;
- Если невозможно сохранить дистальный сегмент, рекомендованы вычленения в суставах.
Послеоперационный период у ребенка и взрослого различаются. Молодой организм быстрее восстанавливаться. Детская центральная нервная система и опорно-двигательный аппарат находятся в фазе развития, что отражается на характеристиках восстановительного периода. Ампутация может спровоцировать смещение органов, искривление позвоночника, перестройку всего опорно-двигательного аппарата. Чтобы избежать неприятных последствий, нужно выполнять рекомендации специалистов, следить за поведением ребенка, физиологическими изменениями.
После ампутации у детей:
- Связь коры головного мозга с подкорковыми структурами еще не сформировалась, поэтому фантомные боли встречаются редко;
- Сразу после операции не страдают нервно-психическими расстройствами. Проблемы возникают, когда приходит время вернуться в коллектив (дошкольное учреждение, школу);
- Вероятность развития остеопороза значительно выше, чем у взрослых;
- Появление выраженных остеофитов редкость;
- Рубцы быстро становятся мягкими и эластичными.
Любое хирургическое вмешательство – стресс для организма. Справиться с физическим недугом иногда легче, чем преодолеть внутренние комплексы. Малыши лучше переносят стрессовые ситуации, но со временем их взгляды меняются. Еще в детстве нужно заложить прочную базу для устойчивого психоэмоционального развития.
Послеоперационный период
После операции все ампутанты находятся в шоковом состоянии. Дети не до конца понимают, что случилось, не осознают последствия происшедшего. Они остаются детьми, для которых подвижный образ жизни – норма.
Восприятие ампутации зависит от возраста: чем старше ребенок, тем сложнее ему смириться с потерей. Родителям предстоит изучить правила поведения в послеоперационный период. Когда рядом с ребенком родной человек, который поддержит, поможет, вероятность быстрого восстановления гораздо выше.
В послеоперационный период нужно:
- Обрабатывать, бинтовать рану, делать дыхательную гимнастику, работать с психологом. Сотрудники медучреждения следят за заживлением послеоперационных швов и общим состоянием пациента;
- Снимать отек. Это стандартная реакция организма на оперативное вмешательство;
- Устранять болевой синдром. Для этого используются медпрепараты;
- После заживления держать культю в чистоте, мыть мыльным раствором, водой, промакивать мягкой тканью. Кожа на культе должна быть всегда сухой и чистой;
- Делать массаж. Первое время делают лимфодренажный массаж, впоследствии нагрузки увеличиваются;
- Выполнять упражнения ЛФК. Лечебная физкультура необходима для разработки мышц и суставов. Она помогает избежать контрактур, которые появляются при ограничении подвижности;
- Не прекращать обрабатывать культю, делать массажи, лечебную гимнастику после выписки из больницы.
В домашних условиях нужно следить за состоянием культи, за тем, чтобы ребенок следовал рекомендациям врача, выполнял все предписания.
Срочно обращайтесь к лечащему врачу, если появилось одно из осложнений:
- Покраснение кожи;
- Высокая температура тела (38°С и выше);
- Горячая кожа в месте ампутации;
- Тянущая боль;
- Кровоточивость раны, неприятный запах;
- Сильный отек.
Дети после ампутации конечностей восстанавливаются быстрее взрослых, реабилитация которых осложняется сопутствующими заболеваниями, медленным заживлением, проблемами с эмоциональным восприятием действительности. О последующем протезировании не следует забывать во время заживления раны, формирования культи. Если серьезно готовить организм к протезированию с первых дней после операции, ребенок быстро реабилитируется и вернется в социум.
Реабилитация
Реабилитационный период – это время, необходимое для решения медицинских, психологических проблем инвалида. Если взрослый человек осознанно проходит реабилитацию, подготавливая организм к ношению протеза, возвращению в рабочий коллектив, то ребенка нужно стимулировать.
Всех родителей беспокоит вопрос: как помочь детям с ампутацией нижних конечностей найти себя в общественной жизни. Этот вопрос не меньше волнует лечащих врачей и государство. Только сообща можно помочь ребенку справиться с проблемой. Реабилитационные мероприятия направлены на восстановление двигательной активности, подготовку ребенка-инвалида к возвращению в социальную среду.
Реабилитация решает ряд задач:
- Предупреждение атрофии и деформаций культи;
- Контроль психомоторного развития. Ребенку легче адаптироваться, если он не чувствует серьезных ограничений при общении со сверстниками, поддержку со стороны родителей;
- Формирует навыки, которыми должен обладать ребенок соответствующего возраста;
- Знакомство с протезом. Устройство, заменяющее отсутствующий орган, часто воспринимается как игрушка. Как помочь детям с протезом, если они не до конца осознают его предназначение? В этом помогают детские ортопеды, психологи. Когда ребенок уже понимает зачем нужен протез, он осваивает новую технику быстро. Это как катание на роликах или велосипеде.
Реабилитация малышей с ампутированными конечностями – это ежедневный труд. В этот период уделяется внимание физкультуре, подвижным играм, специальным упражнениям, подготавливающим организм к протезированию.
Социализация
Подготовка к возвращению ребенка в общество начинается в первый день после операции. Каждый этап восстановления (заживление, послеоперационный, реабилитационный) ведут к главной цели – создание условий для жизни в обществе. В социализации детей с инвалидностью родителям помогают общественные организации. Социальная программа реабилитации включает мероприятия, обучающие детей-инвалидов самостоятельно заниматься социально-бытовой деятельностью.
Социально-бытовая реабилитация
Для всех людей с ампутированными конечностями разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации. Социализация детей и молодежи с инвалидностью – это перечень мероприятий, утвержденный Министерством труда и социального развития РФ. Ребенок осваивает новые навыки, которые помогут активно участвовать в общественной жизни.
Задачи социально-бытовой реабилитации:
- Познакомить с бытовыми предметами, пользоваться которыми ему предстоит научиться (переобучиться);
- Обучение или переобучение пользованию предметами быта (бытовая техника, кухонные, санитарно-гигиенические принадлежности);
- Приобретение навыков в пользовании специальными приспособлениями, бытовыми предметами, переоборудованными для его удобства;
- Знакомство с техническими средствами, заменяющими отсутствующую конечность, изготовление индивидуального ТСР, обучение ходьбе на протезе;
- Обучение близких родственников правилам поведения с ребенком-инвалидом, устранение ошибок;
- Получение ребенком или подростком навыков самостоятельной жизни, отработка стратегии поведения в разных средах: со сверстниками (в дошкольном учреждении, школе, на улице, в домашних условиях), со взрослыми;
- Изучение его потребностей, интересов, создание благоприятных условий для самореализации ребенка, привлечение к активному образу жизни;
- Выстраивание контактов с социальными организациями;
- Разъяснение родителям законов.
После прохождения реабилитации дети-инвалиды могут самостоятельно себя обслужить, морально готовы влиться в общество в новом статусе. Ребенок развивается физически и духовно. Он ставит перед собой четкие цели, которых обязательно достигнет и станет активным членом социума.
Влияние семьи на адаптацию ребенка-инвалида в социуме
Ни один психолог, социальный работник не справится с поставленными задачами без участия семьи. Как помочь детям с ампутацией социализироваться, если в семье царит негатив, родители уходят от ответственности, ссылаясь на занятость или неумение? Если ребенок постоянно находится в стрессе из-за невнимания родителей, хороших результатов невозможно достичь. Другая крайность – излишняя забота. Детям нужно давать самостоятельность, чтобы появилась уверенность в своих силах.
Ребенок должен осознать, что он:
- Не одинок. Рядом люди, которые помогут и поддержат;
- Ничем не хуже других. Не существует идеальных людей;
- Супер-герой. Его жизнь – подвиг;
- Во время терапии узнает то, чего не знают его сверстники;
- Имеет право на ошибку;
- Добьется всего, чего действительно желает. Дело времени.
Чрезмерная опека приносит вред не меньший, чем отсутствие внимания. Маленький человек взрослеет и со временем вступает во взрослую жизнь. Окруженный заботливыми родственниками, готовыми сделать все, что потребует, он может вырасти эгоистом. Во взрослой жизни ему придется самостоятельно выстраивать отношения с людьми, считаться с их слабостями, мириться с недостатками. Если не встретит такого же отношения к себе, к которому привык с детства, психика может сломаться.
Как же найти золотую середину? Нет однозначного ответа на этот вопрос. У каждого ребенка свой характер, в каждой семье свои незыблемые правила. Заставить маму отпустить руку малыша, когда он пытается сделать первые шаги на протезе самостоятельно, сложно. Убедить семью в том, что повзрослевший сын или дочь смогут жить в студенческом общежитии без их поддержки иногда невозможно. Отпускать детей во взрослую жизнь страшно даже родителям, у которых здоровые дети, что уж говорить о детях с ограниченными возможностями. Нужно осознать тот факт, что ребенок социализирован и справится с любой проблемой самостоятельно. Не лишайте его будущего.